Что не является целью специальной оценки условий труда

Содержание
  1. Зачем нужна специальная оценка условий труда (СОУТ) и как она проводится? – ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ
  2. Кому необходимо проведение СОУТ?
  3. Как проводится специальная оценка условий труда?
  4. Зачем проводится СОУТ на предприятиях?
  5. Специальная оценка условий труда | СОУТ
  6. Проведение специальной оценки условий труда
  7. Порядок проведения специальной оценки условий труда
  8. Специальная оценка условий труда: сроки
  9. Внеплановая специальная оценка
  10. Специальная оценка условий труда: штрафы
  11. Результаты специальной оценки условий труда (СОУТ) используются в целях:
  12. Кто может оштрафовать за отсутствие спецоценки?
  13. За что могут назначить штраф?
  14. Факторы специальной оценки условий труда, подлежащие изучению
  15. Результаты специальной оценки условий труда
  16. Соут (специальная оценка условий труда)
  17. Кто обязан пройти спецоценку рабочих мест
  18. Кто может не проводить оценку условий труда
  19. Кто проводит специальную оценку условий труда
  20. Порядок проведения СОУТ
  21. Сроки и периодичность проведения СОУТ
  22. Штрафы за непроведение СОУТ в 2020 году
  23. Cтоимость спецоценки и кто ее оплачивает
  24. Цель проведения СОУТ – Для чего нужна специальная оценка условий труда
  25. Цель и задачи спецоценки
  26. Требования к исполнителю
  27. Определение класса условий труда
  28. Применение результатов спецоценки
  29. Специальная оценка условий труда: общие положения
  30. Понятие специальной оценки условий труда
  31. Субъекты, проводящие СОУТ
  32. Идентификация вредных и опасных производственных факторов не проводится
  33. Вредные и (или) опасные факторы производственной среды
  34. Специальная оценка условий труда
  35. Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда
  36. Какие рабочие места надо оценивать?
  37. Комиссия для проведения спецоценки рабочих мест
  38. Кто проводит специальную оценку условий труда?
  39. Как проходит специальная оценка условий труда?
  40. Когда проводить специальную оценку условий труда

Зачем нужна специальная оценка условий труда (СОУТ) и как она проводится? – ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ

Что не является целью специальной оценки условий труда

Согласно действующему законодательству РФ работодатель должен обеспечить каждому работнику безопасные для жизни и здоровья условия труда, исключив вредные и опасные производственные факторы. К сожалению, на отечественных предприятиях эти нормы соблюдаются далеко не всегда, что нередко приводит к несчастным случаям, отравлениям, ухудшению здоровья сотрудников и т.д.

С целью предотвращения негативного воздействия условий труда на здоровье работников и определения суммы  компенсационных выплат и отчислений в Пенсионный фонд проводится специальная оценка условий труда (СОУТ). Эта процедура требует привлечения квалифицированных и аккредитованных специалистов, обладающих необходимым измерительным оборудованием и лабораторной базой.

Кому необходимо проведение СОУТ?

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» СОУТ должны проводить все работодатели Российской Федерации – от руководителей крупных предприятий до индивидуальных предпринимателей.

Именно на руководителей возлагается ответственность за здоровье и жизнь сотрудников в процессе работы на предприятии.

Обязательная фактическая оценка условий труда осуществляется перед получением разрешительной документации на ведение хозяйственной деятельности и в следующих ситуациях:

  • введение новых рабочих мест и должностей на предприятии;
  • внесение изменений в технологическую схему, модернизация и переориентация производства;
  • использование нового сырья и материалов и их непосредственный контакт с сотрудниками;
  • использование новых средств защиты;
  • несчастный случай на предприятии, в результате которого пострадал один или несколько сотрудников;
  • требование на проведении СОУТ специальной комиссии профсоюза.

При наступлении любого из перечисленных выше случаев, руководитель сам должен инициировать проведение специальной оценки условий труда и привлечь аккредитованных специалистов в этой области. Законом на проведение СОУТ предусмотрен срок в полгода.

Как проводится специальная оценка условий труда?

Для проведения СОУТ руководитель предприятия привлекает специализированную компанию, имеющую современную аккредитованную государством лабораторию, точную измерительную базу и профессиональную команду специалистов.

Именно таким характеристикам соответствует компания «Экобезопасность», готовая взять на себя все хлопоты, связанные с проведением СОУТ на предприятиях любого класса.

Сотрудничество с заказчиком осуществляется на основании договора, в котором строго описывается порядок проведения оценки условий труда:

  1. 1. Образование комиссии по проведению СОУТ. Приказом руководства утверждается состав комиссии по проведению СОУТ, в которую должны входить исключительно сотрудники предприятия. Чаще всего в комиссию входят руководители отделов, специалист по охране труда, члены профсоюза и т.д. Сотрудники привлеченной для проведения СОУТ компании и лаборатории считаются исключительно исполнителями и не входят в состав комиссии.
  2. 2. Составление перечня рабочих мест. Список рабочих мест, подлежащих фактической оценке условий труда, составляется членами образованной комиссии по СОУТ и утверждается руководством.
  3. 3. Проведение идентификации производственных факторов. В рамках этого этапа СОУТ специалисты производят комплекс необходимых осмотров, замеров, исследований и лабораторных испытаний, с целью объективной оценки всех производственных факторов, оказывающих влияние на работника в процессе осуществления его трудовой деятельности. Этот этап СОУТ самый длительный и трудоемкий.
  4. Классификация рабочих мест по классу вредности. После того как данные замеров и лабораторных исследований получены, специалисты могут определить класс вредности для каждого рабочего места. По результатам специальной оценки условия труда могут быть признаны оптимальными (соответствие всем нормативам), допустимыми (показатели на границе нормы), вредными (обнаружено негативное воздействие на здоровье сотрудника) и опасными (выявлена угроза жизни и здоровью сотрудников).
  5. Формирование отчета СОУТ. По результатам оценки формируется отчет, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается руководством предприятия. В этом отчете кроме результатов исследований и классификации приводится комплекс мер и рекомендаций по улучшению и оптимизации условий труда.

Зачем проводится СОУТ на предприятиях?

Проведение независимой оценки условий труда и производственных рисков должно быть в интересах в первую очередь самих сотрудников предприятия. От этого напрямую зависит реализация их права на безопасный труд.

Также в проведении объективной оценки заинтересован работодатель, ведь от этого зависит сумма его обязательных страховых отчислений в Пенсионный фонд за каждое рабочее место.

В соответствии с действующим трудовым законодательством страховые взносы за не аттестованное рабочее место бывают в два раза выше в сравнении с суммой взносов за рабочее место, прошедшее процедуру СОУТ.

Если в ходе независимой оценки, специалисты классифицируют рабочее место как опасное или вредное, в соответствии с Трудовым кодексом РФ работнику предусмотрены такие дополнительные гарантии:

  • по статье 92 ТК РФ сотрудник не может находиться на рабочем месте более 36 часов в неделю;
  • ежегодно такому работнику должен предоставляться дополнительный недельный отпуск, полностью оплачиваемый руководством предприятия;
  • сумма оклада сотрудника должна быть увеличена минимум на 4% в сравнении со ставкой по должности, имеющей нормальный условия труда.  

Компания «Экобезопасность» быстро и качественно проведет весь комплекс работ по специальной оценке условий труда на предприятии любого масштаба и профиля. Собственная аккредитованная лаборатория, высокая квалификация специалистов и доступные цены – преимущества сотрудничества с компанией «Экобезопасность» для проведения СОУТ.

Источник: https://ecobez.ru/zachem-nuzhna-specialnaja-ocenka-uslovij-truda-sout-i-kak-ona-provoditsja/

Специальная оценка условий труда | СОУТ

Что не является целью специальной оценки условий труда

Наши специалисты ответят Вам в течение 10 минут!

Безопасность и комфорт являются главными условиями добросовестного и качественного выполнения работниками своих профессиональных обязанностей. Каждое предприятие должно следить за тем, чтобы рабочие места соответствовали нормам и стандартам российского законодательства. С 2014 года вступил в силу федеральный закон «О специальной оценке условий труда». Давайте разберемся в ее особенностях.

Проведение специальной оценки условий труда

Цель специальной оценки условий труда (СОУТ) представляет собой комплекс мероприятий по выявлению вредных и опасных факторов трудового процесса и производства, и дальнейшей оценке их воздействия на человеческое здоровье. Такой мониторинг позволяет не только поддерживать условия труда на требуемом уровне, но и освобождать предприятия от страховых взносов. Данная процедура является обязательной для всех!

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Этапы проведения оценки условий труда включает в себя такие этапы:

  • эксперт с достаточным уровнем квалификации проводит идентификацию вредных и опасных факторов;
  • на рабочих местах, где были выявлены опасные факторы, проводятся инструментальные замеры;
  • оформление документации по результатам специальной оценки условий труда;
  • предоставление документов в соответствующие государственные органы.

Специальная оценка условий труда: сроки

Закон гласит, что спецоценка должна проводиться с периодичностью в 5 лет. Материалы оценки действуют 5 лет с момента проведения. В случае, если рабочее место было переоборудовано или произошли другие изменения, то проводится внеплановая специальная оценка условий труда

Материалы по аттестации рабочих мест, проведенной до 1 января 2014 года будут действительны в течении 5 лет.

Внеплановая специальная оценка

Внеплановая оценка труда проводится в течении 6 месяцев на рабочих местах, которых коснулось одно из следующих условий:

  • Создание новых рабочих мест;
  • Предписания Трудовой инспекции;
  • Изменение техпроцесса;
  • Изменения применяемых сырья и материалов;
  • Изменение выдаваемых СИЗ;
  • Несчастный случай на производстве;
  • Предложение профсоюза;

Специальная оценка условий труда: штрафы

Законодатели установили административную ответственность за специальную оценку условий труда и охрану труда.

В случае нарушения установленного порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение, будут следующие последствия:

  • Должностные лица и индивидуальные предприниматели: от 5 000 до 10 000 рублей
  • Юридические лица: от 60 000 до 80 000 рублей

Результаты специальной оценки условий труда (СОУТ) используются в целях:

  • Контроля условий на рабочих местах и правильности обеспечения работников Средствами Индивидуальной Защиты (СИЗ);
  • Оценки профессионального риска и проведение мероприятий, направленных на снижение вероятности повреждения здоровья работников;
  • Подготовки отчетности об условиях труда для целей статистики;
  • Получение сертификата соответствия организации работ по ОТ требованиям государственных нормативных документов (сертификация работ по охране труда);
  • Обоснования материальных затрат на мероприятия по улучшению условий в организациях.

Кто может оштрафовать за отсутствие спецоценки?

  • Трудовая инспекция (ГИТ);
  • Роспотребнадзор;
  • Прокуратура.

За что могут назначить штраф?

  • Плановая проверка;
  • Внеплановая проверка;
  • По жалобе сотрудника;
  • Несчастный случай на производстве;
  • Козни конкурентов.

Факторы специальной оценки условий труда, подлежащие изучению

  • физические
  • биологическим
  • химическим
  • тяжесть труда
  • напряженность труда

Результаты специальной оценки условий труда

Документы специальной оценки условий труда оформляются в форме отчета. Их перечень включает в себя:

  • данные о компании, которая проводит Спецоценку условий труда (Сведения об организации);
  • рабочие места, которые подвергались оценке (Перечень рабочих мест);
  • протоколы инструментально проводимых измерений (Протоколы измерений);
  • оценка средств индивидуальной защиты (Протоколы оценки эффективности СИЗ);
  • сводная ведомость, в которую заносится вся информация о проведенных исследованиях;
  • карты Специальной оценки труда;
  • рекомендуемые мероприятия по устранению опасных и вредных факторов (План мероприятий).

Если вы решили провести специальную оценку условий труда организации, то мы готовы вам помочь! Наша компания поможет вам сэкономить!

Источник: https://arm-ecogroup.ru/services/ot/spetsialnaya-otsenka-usloviy-truda-sout/

Соут (специальная оценка условий труда)

Что не является целью специальной оценки условий труда

Спецоценку рабочих мест необходимо проводить всем организациям и предпринимателям, которые заключили хотя бы один трудовой договор. Исключение составляют надомники и дистанционные работники, чьи рабочие места не подпадают под СОУТ. Начиная с 2019 года, за отказ от специальной оценки действуют весьма существенные штрафы. Как их избежать, читайте в нашей статье.

Это комплекс мероприятий, цель которого — установить наличие вредных факторов на каждом рабочем месте и присвоить ему класс риска. Об этом сказано в статье 1 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон о СОУТ).

Существует четыре класса риска:

  1. Оптимальный (1.0): опасные и (или) вредные производственные факторы либо совсем отсутствуют, либо находятся на безопасном для человека уровне. Созданы предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.
  2. Допустимый (2.0): есть опасные и (или) вредные факторы, но их воздействие не превышает уровни, установленные гигиеническими нормативами. Измененное функциональное состояние организма восстанавливается во время отдыха, к началу следующего рабочего дня или смены.
  3. Вредный (3.0): уровни воздействия негативных факторов превышают норматив. Подразделяется на подклассы: первой степени (3.1), второй степени (3.2), третьей степени (3.3) и четвертой степени (3.4).
  4. Опасный (4.0): уровни воздействия негативных производственных факторов способны создать угрозу жизни работника, а последствия — привести к развитию профессионального заболевания.

Результаты СОУТ используются, в числе прочего, при назначении скидок и надбавок к тарифу взносов «на травматизм» и доптарифов по пенсионным взносам.

Сотрудникам, которые трудятся на рабочих местах, отнесенных к вредному классу (подклассы 3.2, 3.3 и 3.4) или опасному классу, предоставляются дополнительные отпуска (ст. 117 ТК РФ). Для классов 3.0 и 4.

0 предусмотрено повышение к зарплате в размере не менее 4% оклада или ставки (ст. 147 ТК РФ). Есть и другие льготы.

Рассчитывать «сложную» зарплату с коэффициентами и надбавками по большому количеству работников

Кто обязан пройти спецоценку рабочих мест

Спецоценку в общем случае обязаны проходить все организации и индивидуальные предприниматели, нанявшие хотя бы одного сотрудника. Это следует из статьи 4 Закона о СОУТ.

Кто может не проводить оценку условий труда

СОУТ не является обязательной для следующих категорий:

  • организаций и ИП, не заключивших ни одного трудового договора;
  • работодателей — физических лиц без статуса ИП;
  • работодателей — религиозных организаций.

Все без исключения работодатели вправе отказаться от СОУТ в отношении рабочих мест надомников и дистанционных работников (ч. 3 ст. 3 Закона о СОУТ).

ВНИМАНИЕ. Вакантные места не подпадают под спецоценку. Дело в том, что при отсутствии сотрудников проанализировать условия их труда невозможно.

Кто проводит специальную оценку условий труда

СОУТ проводится силами специализированной сторонней компании при участии комиссии, созданной работодателем.

В комиссию входят: представители работодателя и профсоюзной организации (если она создана на предприятии), специалист по охране труда (см. «Как стать специалистом по охране труда»). Также в нее нужно включить руководителя малого предприятия либо ИП. Главой комиссии назначается сам работодатель или его представитель.

Бесплатно составить кадровые документы по готовым шаблонам

Специализированная сторонняя компания должны соответствовать следующим критериям:

  1. СОУТ является основным видом ее деятельности.
  2. Получена соответствующая аккредитация.
  3. В штате числится не менее 5-ти экспертов, имеющих сертификат на выполнение работ по спецоценке. Как минимум, один эксперт является врачом по общей гигиене (или по гигиене труда), либо врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
  4. Есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Порядок проведения СОУТ

Перед началом процедуры необходимо составить график работ и перечень рабочих мест, подпадающих под специальную оценку. Форма этих документов свободная.

СПРАВКА. СОУТ проводится в отношении рабочего места, а не должности. Поэтому если один человек совмещает сразу несколько должностей, то нужно проверить, сколько рабочих мест он фактически занимает. И каждое включить в перечень.

Далее проходят исследования в рамках СОУТ. По их итогам составляется отчет. Его подписывают специалисты аккредитованной сторонней организации и члены комиссии. Одновременно заполняется карта на каждое рабочее место (формы отчета и карты утв.

приказом Минтруда от 24.01.14 № 33н). Сотрудников следует ознакомить с картой под роспись в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета.

В этот же срок сводные данные спецоценки надо опубликовать на официальном сайте работодателя (при его наличии).

Плюс к этому оформляется декларация соответствия условий труда (форма и порядок подачи утв. приказом Минтруда от 07.02.14 № 80н).

В нее входят сведения о рабочих местах, на которых вредные и опасные производственные факторы не выявлены, а условия труда признаны оптимальными и допустимыми.

Декларацию нужно представить в территориальную инспекцию по труду не позднее 30 рабочих дней после утверждения отчета по итогам СОУТ. Декларацию можно подать через интернет на сайте Роструда. Для этого ее необходимо подписать квалифицированной электронной подписью.

Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час

Сроки и периодичность проведения СОУТ

Последний этап проведения спецоценки завершился к 1 января 2019 года (ч. 6 ст. 27 Закона о СОУТ). Подразумевается, что к этой дате все работодатели провели указанные выше мероприятия и своевременно сдали декларацию.

Когда следует назначить следующую процедуру СОУТ? В общем случае это нужно сделать не позднее, чем через 5 лет после утверждения отчета по итогам предыдущей спецоценки. По завершении очередной спецоценки необходимо снова заполнить декларацию.

Но если в течение пятилетнего периода не было несчастных случаев и профзаболеваний, срок действия декларации автоматически продлевается еще на 5 лет. На этот же срок откладывается и очередная СОУТ. Документально подтверждать подобную отсрочку не нужно (письмо Минтруда от 30.08.19 № 15-1/ООГ-1968).

В 2020 году действуют особые условия. Если срок действия результатов СОУТ заканчивается в промежуток времени с апреля по сентябрь 2020 года, то он продлевается до 1 октября 2020 года (постановление Правительства РФ от 11.06.20 № 849; см. «Для результатов СОУТ продлены сроки действия»).

ВАЖНО. При появлении нового рабочего места необходимо организовать внеплановую спецоценку. Сделать это нужно в течение 12-ти месяцев со дня, когда оно введено эксплуатацию.

Штрафы за непроведение СОУТ в 2020 году

Начиная с 2019 года, применяется наказание за отсутствие СОУТ. Ответственность предусмотрена частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Это предупреждение или штрафные санкции в следующих размерах:

  • на руководителя организации — от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на организацию — от 60 000 до 80 000 руб.;
  • на ИП — от 5 000 до 10 000 руб.

Бесплатно найти организацию или ИП в списке плановых неналоговых проверок

Cтоимость спецоценки и кто ее оплачивает

Закон не регламентирует стоимость процедуры. Цена зависит от ряда факторов: условий рынка, размера организации, численности персонала и проч. В среднем СОУТ одного места обходится в сумму от 600 руб.

В большинстве аккредитованных компаний установлен нижний порог цены: даже если спецоценку нужно провести в отношении незначительного числа рабочих мест, например, одного или двух, за процедуру придется заплатить минимум 10 000 рублей.

По общему правилу, финансировать весь комплекс мероприятий по специальной оценке условий труда должен работодатель.

Но он может возместить определенную сумму за счет взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Часть таких взносов допустимо направить на предупреждение травматизма и профзаболеваний, в том числе на СОУТ (см. «Изменен порядок возмещения расходов на снижение травматизма и профзаболеваний»).

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/beginner/2019/11/15195

Цель проведения СОУТ – Для чего нужна специальная оценка условий труда

Что не является целью специальной оценки условий труда

О том, что сейчас большинство компаний обязано проводить спецоценку, знают уже почти каждый работодатель. Однако ответить на вопрос о том, для чего нужна специальная оценка условий труда, сможет не каждый.

Цель и задачи спецоценки

Основная цель выполнения СОУТ, зафиксированная в законе 426-ФЗ и сопутствующих нормативных актах, — это соблюдение права работника на безопасность работы. Чтобы достичь ее, участникам процесса нужно выполнить определенные задачи:

  • установить характер условий, в которых трудится работник, и наличие вредных и опасных факторов на его рабочем месте;
  • выяснить степень интенсивности влияния таких факторов, если они присутствуют на этом месте;
  • предпринять усилия по обеспечению работников качественными и действенными средствами защиты от воздействия таких факторов, например, защитной одеждой или смывающими средствами;
  • оценить степень эффективности закупленных защитных средств; определить класс условий труда, в которых работает сотрудник; разработать систему льгот и компенсаций для сотрудников, учитывающих условия труда на их рабочих местах. При этом такая система, конечно, должна создаваться с учетом требований действующего законодательства.

Чтобы все показатели работы персонала предприятия былиопределены верно, законодательство разрешает выполнять спецоценку толькоспециализированным организациям.

Требования к исполнителю

Основные требования к компаниям, которые выполняют СОУТ,зафиксированы в ст. 19 426-ФЗ.

Предприятия, которые подтвердили своесоответствие этим критериям, вносятся в официальный реестр компаний, имеющихправо проводить спецоценку.

Он размещается в открытом доступе на сайтеМинтруда, чтобы любой потенциальный заказчик мог проверить наличие уисполнителя разрешения на производство таких работ.

Список критериев, которым должны соответствовать такиеорганизации, содержит следующие обязательные позиции:

  • в уставе компании выполнение СОУТ прописано как основной или один из базовых видов деятельности;
  • в штат компании входят не менее пяти экспертов, аттестованных на право проведения СОУТ. При этом хотя бы один из них должен иметь профильное высшее образование по таким специальностям как «Общая гигиена», «Гигиена труда» или «Санитарные и гигиенические лабораторные исследования»;
  • в составе предприятия имеется собственная испытательная лаборатория для проведения необходимых исследований. Но если такая лаборатория в компании отсутствует, ей разрешается заключить договор на оказание нужных услуг с другой организацией, у которой она имеется.

Определение класса условий труда

Основная задача, которая возлагается на исполнителя при проведении спецоценки, — определение действительного класса условий труда работников. Эта процедура проводится для каждого рабочего места, на котором выполняется СОУТ. Ее результаты фиксируются в карте СОУТ.

Информацию, содержащуюся в этой карте, надо довести до сведения работника под роспись. Ставя свою подпись, он подтверждает, что ознакомлен с состоянием параметров своего рабочего места и дает согласие на выполнение вверенных работ. Кроме того, работодателю важно проследить за тем, чтобы эти сведения были зафиксированы в трудовом договоре с работником.

Это – весьма частый предмет претензий со стороны ГИТ при проведении проверки.

Согласно приказу Минтруда № 33н и 426-ФЗ все возможныеклассы делятся на четыре группы:

  • 1 класс – оптимальный. Вредное влияние рабочих условий на сотрудника полностью или почти отсутствует.
  • 2 класс – допустимый. Вредное влияние имеется, но не выходит за пределы, разрешенных гигиеническими нормативами. При этом организм работника успевает полностью оправиться от воздействия негативных факторов уже к началу следующей рабочей смены.
  • 3 класс — вредный. Это – самая крупная группа, которая содержит четыре подкласса. Все они вызывают возникновение профессиональных заболеваний, травм или иных патологий, обусловленных выполнением трудовых обязанностей. Они различаются по степени тяжести патологических состояний, вызываемых рабочими условиями в организме сотрудника, и риском потери профессиональной или общей трудоспособности;
  • 4 класс – опасный. Условия труда на рабочем месте представляют опасность для жизни работника.

Фактический класс определяется по методике, описанной в приказе № 33н, на основании количества и степени интенсивности присутствующих вредоносных факторов. В общей сложности 426-ФЗ выделяет более 20 факторов, подлежащих исследованию.

При этом установленный класс может быть снижен, если работник применяет эффективные и высококачественные средства защиты, которые действительно снижают негативное воздействие на его организм.

Такие средства обязательно следует сертифицировать по техрегламенту Таможенного союза 019/2011.

Применение результатов спецоценки

Итак, специальная оценка проводится с целью определения присутствия вредного влияния условий на здоровье работников и минимизации такого воздействия. Инструменты решения этой задачи перечислены в ст. 7 федерального закона 426-ФЗ. Этот раздел нормативного документа содержит исчерпывающий алгоритм применения результатов специальной оценки для работодателя. Он включает следующие этапы:

  • разработка списка мер, ориентированных на улучшение условий работы персонала, и обоснование их финансирования. Это может быть полезно для случаев получения софинансирования таких действий из средств ФСС;
  • предоставление работникам полных и достоверных сведений о фактических условиях на их рабочих местах. Кроме этого, работникам нужно сообщить о возможностях влияния условий на их работоспособность и здоровье в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе;
  • расчет количества и определение параметров средств индивидуальной защиты от вредного влияния, выдаваемых сотрудникам, а также выбор номенклатуры коллективных защитных средств;
  • организация наблюдения за состоянием рабочих мест;
  • организация и выполнение медосмотров в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством;
  • составление перечня льгот и компенсаций, которые должны быть предоставлены работникам согласно закону, а также объемов и характера необходимых медицинских, бытовых и иных услуг; определение величины дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ;
  • определение величины скидок или надбавок к базовой величине страхового тарифа на страхование, рассчитанное на случаи возникновения травм или профессиональных заболеваний;
  • подготовка статистической и отчетной документации по условиям труда в компании и оценка уровней профессиональных рисков на разных категориях рабочих мест;
  • организация расследования несчастных случаев на производстве и причин появления профессиональных заболеваний;
  • ограничение привлечения к выполнению определенных видов работ отдельных категорий сотрудников;
  • рассмотрение и разбор конфликтных и спорных ситуаций, связанных с безопасностью труда, организацией работ на местах и иными вопросами; другие мероприятия, предусмотренные законодательством.

Выполнение перечисленных задач жестко контролируется государственными органами.

Важнейшим агентом надзора в этом случае выступает Государственная инспекция труда (ГИТ), которая проверяет не только факт проведения спецоценки, но и соблюдение правил ее выполнения, а также выполнение работодателем всех необходимых мер после ее завершения.

Она также вправе назначить проведение внеочередной оценки: например, внеплановая СОУТ проводится в случаях, когда на рабочих местах в компании обнаружена угроза здоровью работников.

Кроме этого, организация также обязана отчитываться перед ФСС и другими страховыми фондами о результатах спецоценки, поскольку он этого зависят размеры страховых тарифов, подлежащих уплате.

Наконец, работодатель должен проконтролировать организацию, проводившую СОУТ, чтобы она передала соответствующие сведения в Государственную систему учета результатов спецоценки.

Если исполнитель не сделал этого, эта обязанность переходит к самому работодателю.

Источник: https://oxrana-bez.ru/blog/2019/09/22/czel-provedeniya-sout/

Специальная оценка условий труда: общие положения

Что не является целью специальной оценки условий труда

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена специальной оценкой условий труда в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». В данной статье рассмотрим процедуру специальной оценки условий труда и применение ее результатов.

Понятие специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда (далее – СОУТ) – единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также – вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

СОУТ проводится в отношении условий труда всех работников за исключением условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Напомним, что аттестацию рабочих мест можно было не проводить в отношении более широкого круга рабочих мест.

Аттестации не подлежали рабочие места офисного типа с отдельно стоящими ксероксами, сканерами, иной офисной техникой, которую работники используют для нужд организации, а также кухонные помещения, где работники используют бытовые приборы в целях приготовления или разогрева себе пищи. На СОУТ данные послабления не распространяются.

Субъекты, проводящие СОУТ

СОУТ проводится совместно работодателем и организацией, привлекаемой для этой цели на основании гражданско-правового договора.

Перед проведением специальной оценки условий труда, работодателю необходимо создать комиссию, состоящую из:

  • Представителя работодателя;
  • Специалиста по охране труда;
  • Представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Организация, привлекаемая для осуществления СОУТ, должна соответствовать ряду требований:

  • указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
  • наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей – врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»
  • организация должна быть независимой, т.е. руководствоваться только требованиями законодательства РФ.

Идентификация вредных и опасных производственных факторов не проводится

Стоит отметить, что законодательством определены случаи, когда этап идентификации не проводится в отношении (часть 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):

  • рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости. Такие списки утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и применяются на основании постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665;
  • рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Например, статья 92 Трудового кодекса РФ устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени, а статья 117 Трудового кодекса РФ – ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или)опасными условиями труда;
  • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда

Здесь следует акцентировать внимание на том, что с «01» мая 2016 года законодателем введена обязанность работодателя подавать в территориальный орган Министерства труда и социальной защиты РФ по месту своего нахождения декларацию не только соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в отношении рабочих мест, на которые вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, но а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных нами выше (часть 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). При этом важно отметить, что на практике большая часть рабочих мест медицинских работников отнесена как раз к пунктам 1 и 2 части 6 статьи 10 вышеуказанного Федерального закона. Отсюда следует вывод, что большая часть медицинских организаций освобождена от подачи вышеуказанной декларации соответствия условий труда даже и в том случае, если по результатам СОУТ условия труда будут признаны оптимальными или допустимыми.

Важно отметить, что если на «01» мая 2016 года в организации уже существуют рабочие места, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель обязан подать в территориальный орган Министерства труда и социальной защиты РФ уточненную декларацию.

Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на выше указанных рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей СОУТ, исходя из перечня вредных и (или) опасных физических и химических производственных факторов, которые указаны в статье 13 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ.

Комиссия по проведению СОУТ имеет право принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и опасных производственных факторов в случае, если проведение таких исследований и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений.

Вредные и (или) опасные факторы производственной среды

Таким образом, СОУТ на рабочих местах медицинских работников обычно минует этап идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов, которые определяются непосредственно экспертом, исходя из перечня, указанного ниже. В отношении выбранных факторов проводятся соответствующие исследования (испытания).

В целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы производственной среды:

  1. физические факторы;
  2. химические факторы;
  3. биологические факторы;

В целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы трудового процесса:

  1. тяжесть трудового процесса;
  2. напряженность трудового процесса.

Источник: https://kormed.ru/baza-znaniy/medicinskie-kadry/attestaciya-rabochih-mest/specialnaya-ocenka-uslovij-truda-obshchie-polozheniya/

Специальная оценка условий труда

Что не является целью специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий для обнаружения потенциально вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также оценки уровня их воздействия на работников. Спецоценка заменила ранее действовавшую аттестацию рабочих мест.

Обеспечение безопасных условий труда работника – это одна из основных обязанностей работодателя по трудовому договору, и предусмотрена она статьей 212 ТК РФ.

От того, к какой категории будут отнесены рабочие места по результатам специальной оценки, зависят тарифы страховых взносов за работников.

Чем выше риск профессиональных заболеваний или травматизма на производстве, тем большую сумму должен будет платить работодатель.

Дополнительно, по результатам спецоценки:

  • работники обеспечиваются, при необходимости, спецодеждой и средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • обеспечивается бесплатное лечебно-профилактическое питание работников;
  • проводятся предварительные и периодические медосмотры;
  • вводятся дополнительные гарантии и компенсации для работников, занятых в опасных и вредных условиях труда.

Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда

Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.

Предусмотрено и множество дополнительных нормативно-правовых актов:

  • межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;
  • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
  • стандарты безопасности труда;
  • типовые инструкции по охране труда по отдельным видам деятельности (например, электриков, газоэлектросварщиков, фрезеровщиков и др.)

Ответственность за не проведение или нарушение условий спецоценки может быть административной по ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф для ИП от 5 до 10 тыс. рублей, для организаций от 60 до 80 тыс. рублей) и уголовной по ст. 143 УК РФ (если это повлекло за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть работника).

Какие рабочие места надо оценивать?

Специальную оценку условий труда не нужно проводить только в отношении надомников и дистанционных работников, все остальные рабочие места должны быть оценены на предмет их безопасности и соответствию норм охраны труда.

По сравнению с аттестацией рабочих мест, которая действовала до 1 января 2014 года, спецоценка – это более глобальное и масштабное явление, и затрагивает всех работодателей, независимо от организационно-правовой формы и количества работников.

Оценивать надо и условия труда работников, которые имеют разъездной характер работы (водители, курьеры, торговые представители, агенты и др.) или не имеют фиксированного рабочего места (охранники).

Придется убедиться в безопасности условий труда даже для директора, чье рабочее место находится по домашнему адресу, если ООО зарегистрировано по этому адресу.

А вот индивидуальный предприниматель в отношении самого себя спецоценку проводить не должен.

Обратите внимание: если ваши работники оказывают услуги в рамках гражданско-правового договора, то специальная оценка условий труда их рабочих мест не проводится, т.к. по сути, они являются не работниками, а лишь исполнителями. Трудовое законодательство на них не распространяется.

Стоимость оценки специализированной организацией одного рабочего места начинается от 1500 рублей, поэтому, чем больше рабочих мест создано, тем дороже это обойдется работодателю. Правда, есть возможность сэкономить на услугах оценщиков, если несколько рабочих мест будут признаны аналогичными.

Это означает, что:

  • рабочие места расположены в однотипных производственных помещениях;
  • помещения оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления, освещения;
  • работники работают по одной профессии, должности, специальности;
  • трудовые функции, режим рабочего времени, технологический процесс однотипны;
  • в работе используется одинаковое оборудование, инструменты, сырье и материалы;
  • работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Для таких рабочих мест достаточно оценить только 20% от их количества, но не менее двух.

Комиссия для проведения спецоценки рабочих мест

Организовать специальную оценку условий труда, так же как и нести финансовые затраты на нее должен работодатель.

Саму спецоценку проводят независимые организации, имеющие аккредитацию, но перед тем, как пригласить оценщиков, работодатель должен создать собственную комиссию.

Число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, и выборной профсоюзной организации или другого представительного органа работников (если они созданы).

Комиссия составляет список рабочих мест, подлежащих оценке; утверждает график ее проведения; проводит подготовку рабочих мест к проведению спецоценки (проверяет работу оборудования и инструментов, систем отопления, кондиционирования, вентиляции и освещения).

Не очень понятно – как создавать комиссию индивидуальным предпринимателям, имеющим одного-двух работников, или в случае с ООО, в котором директор является единственным учредителем и работником.

Пока еще нет широкой практики проведения спецоценки для таких малочисленных структур, но в конце 2014 года были поданы законодательные инициативы об отмене ее обязательности для малого бизнеса.

Инициативы эти не прошли, но сам факт их появления говорит о том, что закон о специальной оценке до конца не проработан и будет вызывать сложности при его исполнении на практике.

Кто проводит специальную оценку условий труда?

Проводят спецоценку по договору с работодателем независимые организации, имеющие в штате не менее пяти сертифицированных экспертов (при этом как минимум один эксперт должен иметь специализированное высшее медицинское образование) и аккредитованную испытательную лабораторию.

Министерство труда ведет государственные реестры экспертов и организаций, имеющих право проводить оценку условий труда, поэтому обращаться надо только к тем оценщикам, чьи контакты есть на официальном сайте Минтруда. 

За нарушение порядка специальной оценки условий труда достаточно серьезную административную ответственность несут не только работодатели, но и оценщики (по ст. 14.54 КоАП РФ):

  • должностные лица – от 20 до 30 тыс. рублей, при повторном нарушении от 40 до 50 тыс. рублей;
  • на организации – от 70 до 100 тыс. рублей, при повторном нарушении от 100 до 200 тыс. рублей.

Как проходит специальная оценка условий труда?

Эксперты независимой организации, проводящие спецоценку, определяют наличие на рабочем месте потенциально вредных или опасных производственных факторов:

  • физических (шум, электромагнитные поля, ультразвук, излучение, вибрация, температура, освещенность);
  • биологических (бактерии, споры микроорганизмы);
  • химических (вещества в воздухе рабочей зоны и оседающие на коже работников);
  • сенсорная (нервная) напряженность трудового процесса;
  • функциональная физическая нагрузка на организм и др.

Если такие факторы выявлены, то измеряются их фактические значения, по результатам чего устанавливаются классы условий труда (оптимальный, допустимый, вредный и опасный) и их подклассы. Размер дополнительных страховых взносов в ПФР составит от 0% для оптимального класса и до 8% – для опасного.

По результатам проведенной спецоценки эксперты готовят отчет, который должна утвердить комиссия работодателя. С отчетом нужно в 30-дневный срок ознакомить под роспись работников, а если у работодателя есть официальный сайт, то нужно еще и опубликовать его на сайте для свободного ознакомления.

Экспертная организация передает отчет в инспекцию труда.

Если по результатам спецоценки не было выявлено вредных или опасных производственных факторов, то такие рабочие места признаются безопасными, и по ним работодатель тоже в 30-дневный срок подает декларацию соответствия условий труда нормативным требованиям (независимо от того отчета, который сдают эксперты).

Декларация сдается по форме и в порядке, утвержденном приказом Минтруда от 7 февраля 2014 года № 80н. Действительна она пять лет, но если в течение этого срока на рабочем месте, признанном безопасным, произошел несчастный случай или у работника было выявлено профзаболевание, то надо будет провести внеплановую спецоценку.

Когда проводить специальную оценку условий труда

Результаты спецоценки, как и ранее проводившейся аттестации рабочих мест, действительны пять лет. Если работодатель уже проводил аттестацию рабочих мест до конца 2013 года, то пока не закончен срок ее действия, можно не проводить спецоценку этих мест. При этом по новым рабочим местам, дополнительно к аттестованным, это нужно будет сделать в течение полугода.

Если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку можно провести поэтапно, главное, завершить ее не позднее 31 декабря 2018 года (ст. 27 (6) закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Правда, так долго тянуть с ее проведением можно только для тех рабочих мест, которые не являются «вредными» (не включены в списки № 1 и № 2 с досрочным назначением пенсии и не предполагают гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями).

Источник: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/specialnaya-ocenka-usloviy-truda

О законах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: